На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наука ТВ

43 подписчика

Свежие комментарии

  • Надежда Минаева
    Гордимся нашими соотечественниками! Вот о таких людях надо чаще писать, именно их надо ставить в пример детям и молод...Как осажденный Ст...
  • Модест
    Ундециллион и ду...
  • Вик Норд
    Продолжение охмурения человечества,хотя конечно,каждый может искать своих родственников,и близких среди своего подобия.Как открытие Люси...

Работа музеев во время Великой Отечественной

К началу 1940-х Политехнический музей представлял собой крупнейшее научно-техническое просветительское учреждение СССР с почти 70-летней историей. Число посетителей достигало миллиона человек в год. Штат музея насчитывал 345 сотрудников. 

Уже на следующий день после объявления о начале войны в Политехническом начал круглосуточно работать штаб местной противовоздушной обороны столицы.

Все сотрудники в обязательном порядке проходили занятия по военной подготовке, пожарной безопасности, химической защите и санитарной помощи. В здании музея были оборудованы два убежища общей вместимостью на 250 человек. 

«В первые месяцы войны в 1941 году налеты фашистской авиации на Москву были почти ежедневные, погода была жаркая, по ночам небо ясное. В нашем аварийно-восстановительном отряде осталось человек 7–8, так как многие рабочие были мобилизованы или ушли в армию добровольцами», — делилась воспоминаниями Софья Алексеевна Сокольская, инженер-механик Политехнического музея. 

Фото: Из коллекции Политехнического музея Впервые здание Политехнического музея пострадало от фугасных бомб, сброшенных немецкой авиацией 23 июля 1941 года

Татьяна Дементьевна Каух, в годы войны — научный сотрудник Политехнического музея, заведующая отделом: «Очень запомнилось собрание в музее, которое проводилось как митинг: На площадке первого этажа в музее после работы <…> тов. Головацкий информировал нас об отступлении наших войск на границе и что необходимо организовать защиту Москвы ополченцами, желающие могут тут же на собрании записываться. Была тяжелая тишина. Рядом со мной на этом собрании стоял ученый секретарь нашего музея тов. Аванесов Михаил Петрович и он первый поднял руку и сказал: запишите меня, потом стали записываться и другие сотрудники. Товарищ Аванесов М.П. из ополчения не вернулся — “погиб без вести”».

Впервые здание Политехнического музея пострадало от фугасных бомб, сброшенных немецкой авиацией 23 июля 1941 года. На следующий день распоряжением Наркомпроса РСФСР Политехнический вместе с другими московскими музеями закрыли для посещения, а ценные экспонаты стали готовить к эвакуации в г.Кустанай Казахской ССР.

Несколько раз музей подвергался атаке с воздуха, на здание были сброшены зажигательные бомбы, но благодаря усилиям сотрудников — членов команды МПВО все бомбы были потушены.

«Основной работой нашей команды было подготовить здание Политехнического музея на случай бомбежки с воздуха. Для этого все чердаки музея очищали от разного хлама и засыпали потолок здания музея песком определенной толщины. Песок привозили машинами во дворы музея, а мы ведрами поднимали на чердаки и засыпали их, где можно было, пристраивали лебедки и поднимали песок на чердак», — Татьяна Каух.

Фото: Из коллекции Политехнического музея Поврежденное от авианалетов здание музея

29 октября 1941 года взрывной волной от авиабомбы, упавшей по соседству, были выбиты окна, частично разрушена крыша и повреждены внутренние перегородки в залах. Пострадало девять из 12 экспозиционных отделов. Из-за опасности размораживания в музее были отключены система отопления и водопровод, что создало для сотрудников музея огромные сложности в последующие два года. 

Работать приходилось в условиях особенно суровой зимы, когда морозы достигали −35…−40 °C. Но несмотря все на трудности, специалисты Политехнического продолжали научную и просветительскую работу. Уже в январе 1942 года в музее были открыты экспозиции в центральной части здания и развернуты в московских парках и домах культуры, кинотеатрах серия передвижных выставок: «Тыл и фронт», «Металл на службе обороны», «Экономия горючего», «Противохимическая защита», «Редкие металлы», «Электричество на службе обороны» и так далее.  Сотрудники музея консультировали бойцов и командиров Красной армии, переводили иностранную техническую литературу, помогали школам и вузам, проводили экскурсии. В музее работал кабинет первой доврачебной помощи и учебно-показательный кабинет по противохимической защите.

Фото: Из коллекции Политехнического музея Кабинет доврачебной помощи

Николай Тимофеевич Толкачев, директор Государственной политехнической библиотеки, 1941–1943: «Обслуживание читателей библиотеки не прекращалось ни на один день. … В помещениях библиотеки отсутствовало отопление, температура в книгохранилище, главном читальном зале и в подсобной библиотеке была ниже 0 и держалась в пределах от −3 до −5, а в малом читальном зале (спецзал) не поднималась выше −8.

…Поменялся и состав читателей. Почти совершенно отпали студенты, но сохранился и даже увеличился приток читателей-производственников (инженеры, техники, мастера), особенно оборонных предприятий, а также инженерно-технический состав воинских частей». 

Фото: Из коллекции Политехнического музея Сотрудники музея

Музей постепенно открывал свои экспозиции для публики. С августа 1942 года стали доступны отделы химии, легкой и пищевой промышленности, энергетики, топлива, машиностроения, связи. Особое внимание было уделено включению в экспозицию новых разделов, посвященных Великой Отечественной войне, лауреатам Сталинской премии. К началу сентября 1943 года музей полностью восстановил экспозицию, а в декабре вернулись экспонаты из эвакуации.

Николай Николаевич Николаев, макетчик-реставратор Политехнического музея с 1944 года: «7 мая 1945 года музей отмечал день пятидесятилетия со дня первой публичной демонстрации передачи сигналов при помощи радиоволн. <...>

В отделе Радиоэлектроники мне предложили из имеющихся исторических радиоприборов, непосредственно связанных с работами Александра Попова, создать раздел, посвященный истории развития нового средства связи у нас в России. С большим интересом я занялся оживлением первого грозоотметчика, принадлежавшего Попову, а также одного из первых образцов искровых передатчиков. <...>

Фото: Из коллекции Политехнического музея Восстановление здания Политехнического музея в 1947 году

Во время войны радиотехнические средства связи дополнялись новыми приборами по радиолокации. В отдел стала поступать новая аппаратура, и настало заметное оживление в разработке новой экспозиции. <...>

Сравнивая первые послевоенные годы с настоящим временем, можно отметить, что демонстрация первого грозоотметчика Александра Попова производила, пожалуй, большее впечатление на посетителя, чем демонстрация ультрасовременной аппаратуры».

Страна восстанавливалась после войны. Восстанавливался и Политехнический. В январе 1947 года Совет Министров РСФСР утвердил новое Положение о музее. Государственный Политехнический музей объявлялся «центральным научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением в области распространения научно-технических знаний». Но не только центром научно-технической мысли был и остается Политех.

Из воспоминаний Евгения Евтушенко: «Когда в 1944 году я приехал в Москву со станции Зима, в Политехническом музее в нетопленом лектории был вечер поэзии. Люди в зале сидели в шубах, ватниках, выступавшие поэты — в ушанках и солдатских шинелях, перепоясанных офицерскими ремнями. Почти все они приезжали на эти вечера с фронта. Политехнический музей стал той теплой ладонью, с которой взлетала в небо поэзия несколько поколений».

Над материалом работали: Елизавета Сугоняева, Рейна Новикова, Наталья Шакирова, Александра Гурьева, Ирина Лутцева 

 

Ссылка на первоисточник
наверх