Большинство жителей России — от детей до стариков — испытывают дефицит витамина D. Нам не хватает солнца, а из пищи добыть его в нужном количестве попросту невозможно. Но к выбору правильной дозы нужен научный подход.
Загадки витамина DВ 1928 году немецкий биохимик Адольф Виндаус получил Нобелевскую премию по химии за открытие витамина D.
После пяти лет изучения этого вещества, считавшегося тогда эффективным лекарством от рахита, ученый сказал: «Ни с одним другим витамином процесс исследования не шел такими странными и мучительными путями». С тех пор прошло больше 90 лет, а изучение витамина D продолжается. Проведены тысячи исследований, сделаны сотни уникальных открытий, но никто сегодня не скажет вам: «Ну вот теперь-то мы знаем о витамине D и все!»Его роль в человеческом организме постоянно переосмысливается, дозы пересчитываются, меняется взгляд на само вещество. Строго говоря, это не один витамин, а целая группа витаминов: туда входит и холекальциферол, и эргокальциферол, и ситокальциферол, и 2,2-дигидроэргокальциферол, и другие вещества. Самое важное биологическое значение имеют D2 и D3. Первый поступает к нам только из пищи, второй — как из пищи, так и в ходе естественного синтеза в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Но сами по себе эти вещества биологически неактивны. Им нужно пройти определенный путь в организме человека: переход в активную форму происходит сначала в печени, затем в почках, в итоге вырабатывается кальцитриол — и уже он участвует в процессах метаболизма. К сожалению, есть и такие люди, у которых витамин D совершенно не усваивается, даже если они пьет лошадиные дозы.
Еще одна изюминка солнечного витамина состоит в его неопределенном биохимическом статусе, поэтому специалисты называют его витамином-гормоном. В то время как все остальные витамины поступают к нам только с пищей, этот синтезируется естественным образом прямо в нашей коже. Одна из биологически активных форм витамина D — кальцитриол — обладает высокой гормональной активностью, то есть это самый настоящий гормон, как тестостерон, эстроген и прогестерон. Гормон влияет на геном человека, и витамин D регулирует работу около 4500 генов. И это лишь то влияние, которое смогли увидеть и подсчитать исследователи.
Актуальное Искусственный интеллект научили соединять белки Археологи нашли в Перу человеческие позвонки, нанизанные на палки Найдена связь между отказом от прививок и детскими травмамиОсуществляется этот контроль с помощью специфических VDR-рецепторов. Они были обнаружены на мембранах и в ядрах клеток многих органов и тканей. Как только биологически активный кальцитриол контактирует с ними, кодирующие белки реагируют и включается синтез этих белков. VDR-рецепторы, словно маяки, указывают на то, какие органы нуждаются в регулярных дотациях витамина-гормона D.
Витамин D — фундамент вашего здоровьяМиелоидные клетки — быстро обновляющиеся клетки крови — содержат максимальное количество VDR-рецепторов, и генетически они очень быстро откликаются на дефицит этого вещества. Вот почему витамин D — это мощный иммуномодулятор.
Большое количество VDR-рецепторов находятся у человека в кишечнике и нервной системе. Особенно их много в гиппокампе — области мозга, отвечающей за память, пространственную ориентацию, образное мышление. Недостаток витамина D может привести к снижению этих функций, а продолжительный дефицит провоцирует и более негативные события: VDR-рецепторы в самых разных клетках со временем начинают исчезать… И тогда будьте готовы к катастрофам: системным, полиорганным. Как минимум это удар по иммунной системе, вследствие чего пострадает и головной мозг, и кишечник, могут возникнуть аллергические реакции, которых раньше не было. Человек, ежедневно испытывающий дефицит витамина D, будет как минимум чувствовать слабость, испытывать эпизодические депрессии, страдать от нарушения сна и отсутствия жизненных сил. Продолжительный дефицит может нанести колоссальный урон здоровью, проявившись в виде ожирения, атеросклероза, гипертонии и других болезней.
Симптоматика не приходит разом. У кого-то первой начинает страдать костная система, возрастает риск переломов. У кого-то дает свой иммунитет, возникают частые эпизоды ОРВИ или гриппа, развивается иммуносупрессия. Если страдает нервная система, возникает апатия, депрессия и даже склонность к суициду. Проблемы со здоровьем могут начать развиваться по самым разным, порой неожиданным сценариям. Всего одно вещество контролирует практически все пути обмена веществ.
К счастью, многие проблемы, вызванные дефицитом витамина D, обратимы. Стоит нормализовать его уровень, как рост клеток жировой ткани — адипоцитов — приостанавливается и происходит замена зрелых адипоцитов новыми, чувствительными к инсулину. Этот эффект был многократно воспроизведен в клинических исследованиях. Таким образом, с помощью регулярных дотаций витамина D нормализуется не только вес, но и происходит профилактика сахарного диабета второго типа.
Как выбрать дозу?Так ли нужен препарат витамина D в каплях и таблетках? Не проще ли его получить из еды и солнца? Врачи категорично отвечают: «Нет». Действительно, за полчаса под палящим солнцем можно получить нужную дозу. Но, во-первых, не везде в России круглогодично доступно солнце, а во-вторых, это грозит раком кожи и привыканием. Если кожа часто загорает, ее способность синтезировать витамин D уменьшается. И потому люди, которые обладают темным оттенком кожи, находятся в группе риска возникновения дефицита витамина D. Получить же заветное вещество из еды попросту невозможно: для этого придется съесть слишком много сардин, яиц, печени и грибов, облученных ультрафиолетом.
Поэтому в любом случае нужно сдать анализ крови на витамин D и подобрать нужную дозу препарата с врачом. По последним данным, желаемый уровень витамина D должен достигать 100–120 нанограмм на миллилитр (нг/мл) в крови взрослого человека. Раньше этот уровень считался токсичным и опасным, а сейчас служит профилактикой от разных болезней.
Норма 30 нг/мл — это гарантия защиты от рахита, незаращения большого родничка и остеопороза. 50 нг/мл снижает заболеваемость диабетом первого типа на 80%, заболеваемость рассеянным склерозом — на 50%, заболеваемость раком в целом — на 75%, раком молочной железы — на 50%. При таком уровне риск сердечно-сосудистых заболеваний, ишемической болезни сердца снижен почти на 60%. А если вы хотите эффект антиэйдж (профилактика старения), то, по последним данным, нужно достичь уровня 100–120 нг/мл.
Но все же с солнечным веществом нельзя перебарщивать, в больших дозах оно токсично. Уровень витамина D от 132 до 150 нг/мл считается абсолютно безопасным, от 150 до 180 нг/мл — это малоизученный «серый коридор», а все, что выше 180 нг/мл, — вредно для здоровья. Но одним витамином D мы не решим проблемы. Известно, что он остро нуждается по крайней мере в 12 других витаминах для наилучшего усвоения. Так что подход в подборе нужной дозы должен быть комплексным, ведь любые витамины — это не новогодние конфетки. Не повторяйте ошибку американского ученого Лайнуса Полинга, дважды Нобелевского лауреата, который уверовал в силу витамина C настолько, что принимал его в больших дозах и загубил не только свое здоровье, но и здоровье своих последователей.
Подробнее о витамине D рассказывается в программе «Большой скачок» на канале «Наука».
Как медицина движется к победе над диабетомНовые открытия дают надежду на лечение рака без побочных эффектовКак излечить депрессию: самые последние достижения науки
Свежие комментарии