Дорогу в Тибетском нагорье в Китае водители в шутку называют «стиральной доской», потому что она волнообразна, и езда даже на небольшой скорости может привести к сильной тряске. Участок шоссе, расположенный на средней высоте более 4500 метров, построен на вечной мерзлоте, которая деформирует дорожное покрытие.
В этом году отмечается 70-летие эксплуатации автомагистрали Годао 315. Одну из самых высоких дорог на планете называют «Суэцким каналом на крыше мира». По ней осуществляется 70% грузовых и 30% пассажирских перевозок в Тибетский автономный район, среднегодовой поток превышает 1,3 миллиона транспортных средств, рассказывает Синьхуа.
Из более 1900 километров общей протяженности шоссе 550 проходят по участкам вечной мерзлоты.
«Зимой вечная мерзлота резко расширяется, что приводит к вспучиванию дорожного покрытия, а летом быстро сжимается, словно тающий лед, из-за чего поверхность проседает. Эти неровности напрямую влияют на безопасность движения», — объясняет Чэнь Дунген, который занимается исследованиями вечной мерзлоты в Голмуде, провинция Цинхай.
Много лет вдоль шоссе работают наблюдательные станции. Их данные показывают, что за последние несколько десятилетий температура слоя вечной мерзлоты Тибетского плато постепенно повышается, а темпы таяния ускоряются.
Для борьбы с разрушением вечной мерзлоты принят ряд мер. Во-первых, вдоль дороги вбили металлические трубы — в качестве теплоотводов.
Кроме того, поверх слоя вечной мерзлоты добавили «изоляционные плиты», препятствующие ее прогреву летом.
«Это похоже на то, как мы раньше видели пожилых людей, продававших мороженое, завернув его в толстые одеяла», — сказал Чэнь.
Внутри дорожного полотна прорыты вентиляционные каналы для отвода тепла от вечной мерзлоты благодаря циркуляции воздуха.
За 70 лет эксплуатации автомагистрали «на крыше мира» китайское правительство вложило значительные средства в ее ремонт и модернизацию.
Ученые просчитали последствия эрозии от таяния вечной мерзлоты в Арктике
Таяние вечной мерзлоты может высвободить спящие вирусы и радиоактивные отходы
Свежие комментарии