Лес: темно и страшно. Почему?
Нашим предкам лес страшным не казался. Наоборот — он был источником пропитания. Человек здесь был хозяином — знал местные законы, знал и об опасностях, которые без сомнения были. Но вместе с ними были навыки, которые позволяли этих опасностей избегать. Те самые законы джунглей, известные всем с раннего детства.
Современные люди живут по законам других джунглей — городских. Хотя опасностей здесь не меньше, но мы про них знаем и оказываемся более подготовленными — хотя бы психологически.
А леса регулярно посещают разве что грибники, немногочисленные охотники, туристы и блогеры, ведущие курсы по выживанию. Некоторые из них буквально пытаются вернуться к корням жизнеустройства. У этого модного увлечения даже есть название — «бушкрафт». Его суть — не просто выживание, а комфортное сосуществование с дикой природой при минимальном наборе инструментов. В идеале все это действительно выглядит аутентично, атмосферно и даже романтично. Вот только в действительности без должной подготовки и снаряжения выжить в лесу очень непросто.
Люди просто отвыкли от леса. Здесь нет понятных ориентиров, связь не ловит, среди стволов видятся дикие звери, каждый шорох пугает.
В темноте подключается воображение — мозгу не хватает информации, и он достраивает недостающие звенья, пользуясь для этого информацией, полученной ранее — в том числе из книг и фильмов.
Историй о том, как люди заплутали в лесу, множество. Начинаются они похоже. Пошли в лес, собирали грибы, разминулись, ориентиры не запомнили, обратного пути найти не смогли, заночевали в лесу. Хорошо, если навыки позволят соорудить себе хоть какое-то спальное место, дикий зверь на пути не встретиться или вовсе получиться набрести на охотничью сторожку.
Основная угроза для человека, заблудившегося в лесу, не дикие звери, а паника и отсутствие воды и еды. Советов по выживанию в дикой природе на просторах интернета великое множество. И некоторые даже бывают полезными. Различные эксперты предлагают есть кору, камыши, ягоды… Но на деле человек без опыта вряд ли сможет отличить ядовитые плоды от съедобных, отнюдь не все смогут найти подходящую кору или камыши.
Что все-таки делать, если заблудились? Постарайтесь не паниковать. Успокойтесь, если есть вода — сделайте пару глотков. Если телефон заряжен, попытаться поймать сигнал сети и позвать на помощь. Желательно отправить и точку своей геолокации. Оповестив, оставайтесь на месте, особенно в темное время суток, разведя костер или периодически сигналя светом фонаря. Разводить костер нужно не в густом лесу, а на полянке. Если телефон разряжен, попытайтесь выйти к людям — но только днем, а не ночью. Найдя стоптанную листву или тропинку, следуйте по ней в обратном направлении движения. Прислушивайтесь — где-то вода журчит, звук железной дороги слышится. Если услышали — идите в направлении источника звука, а затем вдоль берега или ж/д путей. Если нет звуковых целей — внимательно осмотритесь в поисках визуальных ориентиров. Например, линии электропередач. Если идти вдоль них, они рано или поздно выведут хотя бы на дорогу. Помните, что стук по стволам деревьев и хруст веток слышен в лесу далеко. Не обязательно кричать до потери голоса, можно призывать на помощь постукиваниями. Лишайники и мох — растения тенелюбивые, поэтому с северной стороны они всегда будут влажнее. Компас в кармане — лучший друг. Он поможет не кружить на месте, а двигаться в одном направлении даже без умения ориентироваться по звездам и мхам. И конечно, уходя в лес, обязательно предупредите близких о своем маршруте и планируемом времени возвращения, это значительно облегчит поиски в случае необходимости. Инстинкт самосохраненияСтрах выполняет защитную функцию. Он — следствие основного инстинкта любого живого существа — самосохранения. Сопровождается учащенным сердцебиением и выбросом адреналина, который активизирует внутренние силы организма, о которых человек никогда и не подозревал. В такие моменты на грани выживания люди способны ставить настоящие рекорды — молниеносно вскарабкиваясь на дерево или отгоняя медведя.
По статистике, в лесу чаще погибают те, кто страха не ведает. Поэтому бояться в разумных пределах — не просто полезно, а необходимо.
Иррациональная сторона страховСо страхами остаться без воды, пропитания и в соседстве с дикими зверями все понятно. Это рациональная сторона страхов. Но есть и куда более сильная боязнь, рождаемая нашим воображением. Перед лесными обитателями, описание которых в Красной книге не найдешь.
Так, наши предки верили, что самая страшная ночь в году, когда бесчинствует нечистая сила, наступает перед Покровом. На них списывали все, что не могли объяснить с помощью логики. Персонажи славянского эпоса — лешие, кикиморы, Баба Яга и Кащей бессмертный. В западном — эльфы, гоблины и лесные феи, которые, согласно легендам, тоже добротой не отличались. Конечно, сегодня мало кто на полном серьезе верит в существование фей или Бабы Яги. Но, благодаря все той же массовой культуре, до сих пор живо мнение о том, что в лесу все-таки обитает нечто потустороннее. И активизируется оно, конечно же, ночью.
Любимый прием писателя Стивена Кинга — превратить в монстра что-то очень обычное, заурядное и безобидное. К примеру, автомобиль. Вообще, все пугающее Кинг делит на три типа. Первый самый простой — отвратительное — то, что вызывает отторжение при одном только взгляде. Травмы, гниение, щупальца, слизь... Все это часто показывают во второсортных ужастиках. Как следствие отторжения — мимолетный испуг. Второй тип — ужасное. Неестественное. К примеру, гигантский кальмар, одноглазый великан, Кинг-Конг, Годзилла, акула-людоед из фильма «Челюсти». Но самое пугающий вид страха по мнению Кинга — террор. Он возникает, когда грань между странным и нормальным максимально размыта. Дело в том, что человек на бессознательном уровне анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Так что отдельно стоящее где-нибудь в городе дерево-убийца — тоже отличный сюжет для хоррора, который в свою очередь вполне может стать причиной формирования нового вида фобий, как это случилось со страхом перед клоунами после экранизации романа «ОНО».
Когда страхи становятся фобиейЧасто экстремальные ситуации сами по себе становятся причиной возникновения фобии. Многим достаточно лишь однажды потерять в лесу ориентацию, чтобы после этого вздрагивать от одного упоминания леса, и даже парки и скверы обходить стороной.
В случае фобии реальной угрозы жизни нет. Страх становится иррациональным. Он может вводить в ступор, отключить способность адекватно оценивать ситуацию. И это надо уже прорабатывать с психотерапевтом.
По материалам цикла передач «Фобии» на канале «Наука».
Свежие комментарии