Заложенное природой
Человеческие младенцы «запрограммированы» эволюцией на более частый физический контакт и большее количество заботы от взрослых, чем мать может дать в одиночку, считают доктор Никхил Чаудхари из Кембриджского университета и его коллеги. Ученые исследовали близкое к первобытному строю племя в Конго: результаты исследований будут полезны для многих родителей, особенно в развитых странах.
Современная теория привязанности гласит, что если у ребенка в детстве есть надежные взрослые, то в дальнейшем он будет более успешен и сможет строить здоровые отношения. Однако эта идея имеет серьезный изъян: она формировалась при рассмотрении западных, образованных, промышленно развитых, обеспеченных и демократических групп населения — а в реальности заложенные природой механизмы могут опираться на условия жизни младенца в другом обществе.
Если на протяжении всей эволюционной истории люди имели широкий доступ к какому-либо социальному или экологическому ресурсу, то возможно, эволюционно запрограммированы ожидать этого же и сейчас. Но если доступность ресурса сейчас снизилась, это может привести к активации психологических реакций, связанных с невзгодами или к психологической дисрегуляции, — отмечается в исследовании.
Чтобы взглянуть на то, как выстраивается система воспитания детей в обществе охотников-собирателей, ученые выбрали несколько общин племени мбенджеле. Несмотря на то, что эти люди взаимодействуют с внешним миром, приобретают современные товары и орудия труда, подчиняются законодательству страны, они продолжают вести образ жизни, близкий к первобытному. Под наблюдением находились 10 мальчиков и 8 девочек в возрасте до четырех лет (причем только четверо из них уже были отлучены от груди, а детей до 1,5 лет прикладывали к груди примерно каждый час, если они не спали).
Без шлепков и «Замолчи!»Женщины мбенджеле заботятся о детях все вместе — такой подход называется алломатеринство. В течение дня рядом с малышами сменяется несколько человек. Теория привязанности считает отклик взрослого на детский плач ключом к развитию безопасной привязанности. Это положительно отражается на интеллекте и поведении ребенка.
За все время наблюдения алломатери мбенджеле реагировали на плач в 98,6% случаев, причем в двух из трех случаев, оставшихся без ответа, ребенок успокоился сам в течение минуты. Почти всегда ребенок получал отклик в течение 25 секунд, в половине случаев — менее, чем за 10 секунд.
Причем этой реакцией были не шлепки, не крики в духе «сейчас же замолчи» или другие попытки ограничить малыша, а утешение и отвлечение. Женщины напевали и поглаживали-похлопывали ребенка по спине, а потом давали грудь или предлагали еду, при этом не всегда удовлетворялась именно та потребность ребенка, из-за которой он расплакался.
Известно, что главная функция плача у младенца — предупредить о том, что он испытывает голод, боль или страх, и позвать на помощь. В обществах охотников-собирателей 30-50% детей умирают в возрасте до 15 лет, поэтому плач может быть важен именно с точки зрения выживания. И хотя дети в развитых странах обычно находятся в другой ситуации, низкий уровень отклика со стороны взрослых может считываться психикой так же, как при реальной угрозе. Младенцы могут быть эволюционно запрограммированы на высокий уровень отзывчивости со стороны взрослого. Поэтому ситуация, в которой они оказываются в развитых странах, может способствовать большому числу случаев ненадежных привязанностей — их доля оценивается в 30-40%, — поясняют исследователи.
Они отмечают, что реакция на плач тоже имеют значение.
В некоторых обществах детей принято ругать за плач, что несовместимо с понятием эмпатии. Считается, что это встречается в культурах, которые ценят послушание, иерархию и социальные связи. Тогда как другая стратегия подчеркивают независимость человека. Однако, если эмпатичный уход был нормой на протяжении большей части эволюционной истории нашего вида, и дети психобиологически адаптированы к нему, то иная стратегия может дорого обойтись, — уверены ученые.
И действительно, несмотря на нежное отношение, дети мбенджеле не растут неженками: они активно познают мир, к двум годам уже играют с другими детьми, начинают орудовать мачете вскоре после того, как начинают ходить. Уже в детстве помогают взрослым: например, собирают ягоды и грибы, готовят еду и даже могут потушить пожар.
Не спуская с ручекВторым аспектом изучения стало участие взрослых и физический контакт ребенка с ними. Согласно теории привязанности, удовлетворение потребности во внимании дает детям уверенность, что значимые взрослые придут на помощь, если потребуется — это формирует ту базу, которая нужна для будущих успехов.
Наблюдения за детьми проводились по девять часов (с 6 утра до 6 вечера, но с небольшими перерывами). Согласно подсчетам, за это время дети до 1,5 лет оставались в одиночестве в среднем только на 14,7 минуты, когда никого не было в радиусе трех метров, но младенцы все равно были в поле зрения. Почти все остальное время взрослые находились с ними в тесном контакте. Более пяти часов из девяти младенцев держали на руках, в основном — носили в местной разновидности слинга, причем контакт был «кожа к коже».
Логично, что старшие дети (от 1,5 до 4 лет) получают меньше заботы, чем младшие — но и им достается много внимания. Они остаются одни в среднем на 35 минут за девять часов, при этом семь часов из девяти они так же находятся в тесном тактильном контакте с взрослыми.
Дети мбенджеле практически никогда не остаются одни. Если принять, что эта модель совпадает с тем, что было у наших предков — охотников-собирателей, то ситуация, когда ребенок остается без взрослого человека рядом, новая с точки зрения эволюции. А значит, становится понятно, почему младенцы так сильно плачут, оказавшись в ней, — отмечается в научной статье.
Многие западные ученые отмечают, что у новорожденных недостаточно тактильного контакта «кожа к коже» с матерью. А если его будет больше, то это не только повысит способность детей к обучению, но и поможет мамам лучше их понимать, а еще — снизит риск депрессии.
Обязательно ли за ребенком должны присматривать только женщины? Недавнее изучение отношений ребенка с отцом показало, что формирование полезной привязанности возможно, даже если отец берет на себя хоть какую-то часть задач по уходу за ребенком — и более того, она полезна для малыша.
Другая сторона исследования — польза, которую несет алломатеринство для матери. И здесь речь не только про ее комфорт, но и про пользу для ребенка: поддержка помогает снизить риск пренебрежения и жестокого обращения с ее стороны.
В среднем, в трех исследуемых поселениях на одного ребенка приходилось около 14 заботящихся о нем взрослых. В итоге биологическая мать реагировала на плач младенца в одиночку меньше чем в половине случаев, примерно в 8% случаев ребенка утешали и мать, и другой взрослый.
Отцы обеспечивали 3,5-8,4% заботы о детях. А вот на долю других женщин сообщества приходилось 39-46% участия в жизни малышей. Среди опекунов были не только взрослые, но и подростки. Девочки-подростки уже умели обращаться с самыми маленькими подопечными, а родившая первенца женщина уже знает, как за ним ухаживать — ведь помогала присматривать за чужими детьми.
В развитых странах родители не имеют системы совместного ухода за детьми. Логично, что следует ожидать высокой распространенности родительского выгорания, которое зачастую отрицательно влияет на благополучие детей, — указывают авторы исследования.
Биологи: поведение матери в первый год жизни младенца влияет на работу генов ребенка
Ученые нашли самый эффективный способ успокоить плачущего ребенка
Ученые рассказали, какое поведение родителей лучше всего влияет на развитие мозга ребенка
Годовалые дети, которым дают гаджеты, испытывают задержки развития — выяснили ученые
Свежие комментарии